Ижорцы и Водь - каково их будущее. - Весь Сосновый Бор | Форум форумов
Главная Доска
объявлений
Справочник
СБ-онлайн
Форум
форумов
Онлайн
камеры

Вернуться   Весь Сосновый Бор | Форум форумов > Общение > Все остальное
Регистрация Правила Справка Пользователи Обратная связь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 19.03.2008, 21:21   #1
Козак Кривавий
Пользователь
 
Аватар для Козак Кривавий
 
Регистрация: 18.07.2007
Адрес: Остров призраков, заочно весь мир
Сообщений: 36
Сказал "Cпасибо": 11
Поблагодарили: 9
Вес репутации: 0 Козак Кривавий нейтрален(-на)
Ижорцы и Водь - каково их будущее.

Мало кто из наших жителей Ленобласти догадывается и знает о существовании в области этих двух народов. А почему? Потому что их языки и культура/быт на грани исчезновения вследствие их ассимиляции, растворения и массового обрусения.
Ижорцы и Водь в этническом плане относятся к Финно-Угорской языковой ветви. Ижорский язык родствен финскому, а водский - эстонскому. И те и другие по вероисповеданию - православные, но сохраняют пережитки язычества. Распространены в основном в Кингисеппском и Ломоносовском районах.
Очень мало Ижорцев знают свой язык и говорят на нём, а у води ситуация ещё хуже - язык (кстати без письменности) вообще не используется, и знает его только старшее поколение.
Ещё в середине XIX века было ижорцев 17 тысяч, а води - 5 тысяч. На перепись 2002 г. ижорцев в России около 327, води - 73.
А в ближайшие десятки лет эти два народа могут и вовсе окончательно исчезнуть.
Хочется знать, есть ли у нас в Сосновом Бору представители этих народов?
Можно ли сделать что-либо, чтобы спасти, сохранить и возродить их культуру и языки?
__________________
Козак Кривавий вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(-ей) сказали Спасибо Козак Кривавий за это сообщение:
Drommare (19.03.2008), tata (19.03.2008), ЮжнаЯ (19.03.2008)
Старый 19.03.2008, 22:16   #2
Drommare
Местный
 
Аватар для Drommare
 
Регистрация: 09.02.2008
Адрес: Ingermanland
Сообщений: 553
Сказал "Cпасибо": 75
Поблагодарили: 96
Вес репутации: 11 Drommare имеет определенные заслуги
Отправить сообщение для Drommare с помощью ICQ
Эх.... Жаль мне эти два народа. Можно сказать никогда не оказывали сопротивление русским, а русские их как раз и уничтожили. Больше всего им досталось от Ивана Грозного, ну и разумеется Сталина, а не от "кровожадных" шведов и немцев.
Мне кажется спасти их культуру уже ничего не сможет, веть нашему государству на них плевать, а пара-тройка энтузиастов, как правило очень небогатых, самостоятельно ничего сделать не смогут.Точно знаю, что песни ижорцев, уже давно собраны и изучены финнами и хранятся в Академии Сибелиуса в Хельсинки как существенная часть финского фольклора!!!?
В Сосновом Бору, судя по последней переписи есть представители финнов-ингерманландцев и ижорцев.
Кстати "столицей" ижорцев считается деревня Вистино, а води деревня Лужицы. Там наибольшее количество представителей этих национальностей, если можно так сказать.
__________________
Med hjärtat fyllt av ljus

Последний раз редактировалось Drommare, 19.03.2008 в 23:56.
Drommare вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.03.2008, 13:53   #3
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
Судя по другим отзывам у нас в деревне действительно есть представители ижорцев. Даже есть те, кто разговаривают на их языке, а так же при местном клубе существует национальный кружок, где изучается язык и традиции.
Вот такая полезная информация...
А про Водь ничего обнадеживающего пока, увы...
tata вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.03.2008, 14:04   #4
Drommare
Местный
 
Аватар для Drommare
 
Регистрация: 09.02.2008
Адрес: Ingermanland
Сообщений: 553
Сказал "Cпасибо": 75
Поблагодарили: 96
Вес репутации: 11 Drommare имеет определенные заслуги
Отправить сообщение для Drommare с помощью ICQ
Цитата:
Сообщение от tata Посмотреть сообщение
Судя по другим отзывам у нас в деревне действительно есть представители ижорцев. Даже есть те, кто разговаривают на их языке, а так же при местном клубе существует национальный кружок, где изучается язык и традиции.
Вот такая полезная информация...(
Это в Старом Калище? До 30-х годов была ижорская деревня, а теперь даже есть те, кто разговаривают на их языке! Ужас, бедная Vääskylä.
__________________
Med hjärtat fyllt av ljus
Drommare вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.03.2008, 14:12   #5
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
Вы разочарованы? - вообще-то это еще очень хорошо, что вообще кто-то есть, да еще и национальный кружок ведут.
tata вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.03.2008, 14:21   #6
Drommare
Местный
 
Аватар для Drommare
 
Регистрация: 09.02.2008
Адрес: Ingermanland
Сообщений: 553
Сказал "Cпасибо": 75
Поблагодарили: 96
Вес репутации: 11 Drommare имеет определенные заслуги
Отправить сообщение для Drommare с помощью ICQ
Цитата:
Сообщение от tata Посмотреть сообщение
Вы разочарованы? - вообще-то это еще очень хорошо, что вообще кто-то есть, да еще и национальный кружок ведут.
Нет, я очень рад за них, если это правда!
__________________
Med hjärtat fyllt av ljus
Drommare вне форума   Ответить с цитированием
Старый 20.03.2008, 23:48   #7
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
Вот интересный отзыв об ижорцах:
Цитата:
Я сама из Горок (Кингисеппский район). И клуб находится в Горках, там есть
свой ансамбль "Сойкинские напевы" вот они много поют на ижорском.
Я со свои сыном ходила туда на елку на новый год. И там дети рассказывали
сказку теремок на ижорском языке. Так моего сына ( ему на тот момент было 1
год и 9 месяцев, было не отвлечь, стоял и слушал открыв рот.
Вообще у меня есть книжка небольшая про ижорцев. Если интересует могу дать
почитать, но только с возвратом.

"soloveichiki" <soloveichiki@sbor.net>
tata вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.03.2008, 00:02   #8
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
Здесь предлагают уроки по води и ижорскому языку:http://elf.org.ru/index.php?i=lang&lng=izhor&l=1ИЖОРА


Цитата:
http://www.ethnos.nw.ru/lib/data/24.html - ИЖОРА
Основные сведения

Этноним
Ижора, ижорцы, самоназвания: ингеройсет, инкерикот, карьялайсет.
Территория расселения

В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области.
Численность


По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность ижоры составляла 17800 человек;
по переписи 1897 г. – 13724 человека;
по переписи 1920 г. – 10595 человек;
по переписи 1926 г. — 16100 человек;
по переписи 1959 г. – 1100 человек;
по переписи 1979 г. – около 700 человек;
по переписи 1989 г. — 449 человек.
Этнические и этнографические группы

В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности р. Коваши – по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья р. Луги), оредежская (верхнее течение р. Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ в. практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами).
Антропология

Восточно-балтийский тип большой европеоидной расы.
Язык


Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Делится на 4 диалекта: сойкинский, хэваский, нижнелужский и оредежский. Названия диалектов связаны с районами обитания ижор — Сойкинский полуостров, р.Коваша (по-фински — Хеваа), р.Луга, р.Оредеж. Диалект ижорского населения Карельского перешейка остался неизученным по причине полной ассимиляции этой группы русскими и ингерманландскими финнами к началу ХХ в. Ижорский язык наиболее близок к эвремейсскому диалекту финского. По переписи 1989 г. лишь 36,8 % ижоры назвали национальный язык родным.
Письменность

Письменность была разработана в 1920-е гг. на основе латинской графики и функционировала до конца 1930-х гг.
Этническая история


Впервые ижоры ("ингры") упомянуты в булле папы Александра III к шведскому Упсальскому епископу Стефану (между 1164 и 1189 гг.). В русских источниках этноним ижоры отмечены в 1223 г.
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-IIтыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.).
В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания.
Национально-государственное строительство в ХХ в.

С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке.
Хозяйство


Хозяйство ижорских крестьян в целом схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны).
Земледелие. Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIXв. картофель. В начале ХХ в. преобладали трехпольные и многопольные севообороты. Для обработки земли использовали соху, деревянную борону. Со второй половины XIX в. начали распространяться плуги, бороны с железными зубьями. В качестве тягла использовали лошадь. Жали серпами восточноевропейского типа с зазубренным краем. Снопы сушили в риге. Молотили цепами, а также обивкой о скамью.
Животноводство. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом.
Рыболовство. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Зимой рыбаки уходили на залив на несколько дней и жили в специальных дощатых домиках – "будках". В зимнем лове принимали участие практически все население прибрежных деревень: как мужчины, так и женщины. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств. Промыслы. В основном были распространены различные отхожие промыслы. Ижорские крестьяне уходили на заработки в С.-Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам С.-Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг.
Поселения
Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны.
Постройки


Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
В начале ХХ в. в бедных хозяйствах сохранялись двухкамерные жилища (изба и сени), но более распространены были дома состоящие из двух изб, соединенных сенями, а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой.
Еще в 1920-е гг. в ижорских деревнях встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов.
Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги.
Одежда


Мужская одежда ижор в XIX в. уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей (русские, водь, ингерманландские финны).
Женская одежда до конца XIX в. сохранила архаические черты. Женщины носили рубаху "рятсиня", ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. Одно из полотнищ ("хурстут")закрывало левый бок и крепилось лямкой, перекинутой через правое плечо. Второе ("аануа") закрывало правый бок и крепилось лямкой на левом плече. "Хурстут" обычно был полосатым, украшенным по подолу разноцветными лоскутами, "аануа" — синим или черным. Поверх одевали крепившийся на поясе передник "полле", который ткали из шелка или из шерсти и украшали бисером. Под названием "хурстут" известна также несшитая юбка типа южнорусской поневы, которую носили на Нижней Луге во второй половине XIX в.
В XIX в. в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала ХХ в. в обиход вошли юбки и кофты, такие же как и у других этнических общностей региона.
Архаичным женским головным убором был полотенцеобразный "сапано", вытесненный в XIX в. под русским влиянием головными уборами типа сороки и повойниками.
Женский костюм дополняли украшения, из которых наиболее распространены были серьги и ожерелья (в том числе из раковин-каури). На ногах носили суконные красные обмотки ("риват") и обувь из сыромятной кожи – поршни (несшитая обувь из одного куска кожи), улиги (сшитая обувь).
Пища

Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины XIX в. – картофель. Из овса готовили толокно. Были широко распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Религия

Ижоры являются православными христианами. Начало распространения христианства относится к временам Новгородской республики. Еще в XVI в. многие ижоры оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечены жрецы – "арбуи". Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до ХХв.
Календарная обрядность


Наибольшее число обрядов было приурочено к следующим датам:
Егорьев день – 23 апреля (6 мая). В этот день происходил первый выгон скота. Перед выгоном каждый хозяин совершал обход скота в своем дворе, взяв в зубы нож. Вечером жгли костры. К этому дню был приурочен так называемый "бабий праздник", в котором участвовали только замужние женщины. Женщины собирались в одном из домов деревни и в складчину устраивали трапезу, обязательным блюдом на которой была яичница.
Иванов день – 24 июня (7 июля). В этот день в каждой деревне разжигали костры. В канун Иванова дня были широко распространены гадания девушек.
Петров день – 29 июня (12 июля). В этот день посещали священные рощи, куда приносили еду и питье (это рассматривалось как жертвоприношение предкам).
Ильин день – 20 июля (2 августа). В этот день происходили совместные общинные трапезы — "братчины". Для этой трапезы специально забивали быка, либо барана или свинью. Илью считали покровителем земледелия, поскольку, по народным представлениям, он посылал дождь на поля. День Флора и Лавра – 18 августа (31 августа). Этот день считали "конским праздником". В этот день пекли ржаной хлеб в форме креста, в середину которого вставляли яйцо. Яйцо получал тот человек, который ухаживал за лошадьми, а хлеб скармливали лошадям.
Обрядность жизненного цикла


Родильная обрядность. Ижорская родильная обрядность мало исследована. После родов к роженице обязательно приходили замужние женщины деревни, приносившие деньги и угощение.
Свадебная обрядность. Свадебная обрядность ижоры отличалась сложным сватовством, которое делилось на три этапа: 1) первый приезд свата в дом невесты; 2) получение ответа, когда сват и невеста обменивались залогами; 3) обручение. Обязательным элементом второго и третьего этапов было курение всеми участниками обряда табака.
Были широко распространены свадебные причитания, исполнявшиеся в доме невесты самой невестой и ее подружками. Накануне свадьбы как невеста, так и жених совершали ритуальное мытье в бане.
Собственно свадьба в прошлом была двухконечной (двухходовой): после венчания жених и невеста разъезжались по своим домам, где праздновали каждый со своими гостями. Жених отправлялся за невестой только на следующий день. В XIX в. эта традиция постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялись в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были каравай "куппелилейбя" (в ходе свадьбы эти караваи не ели).
Наутро невеста одаривала родню жениха, взамен её одаривали деньгами.
Похоронная обрядность. Несмотря на принадлежность к православию, в похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время совершались захоронения в святых рощах. В погребальный инвентарь обязательно входили запасы еды. Также клали в гроб шерстяные вожжи. В погребальном инвентаре средневековых ижорских могильниках обычно встречается нож. Обязательным элементом похоронной обрядности были причитания, которые исполняли профессиональные плачеи еще в конце XIX – начале ХХ вв.
Социальная организация


Ижоры жили в деревнях и являлись крестьянами (до реформы 1861 г. — в основном крепостные). В XIX в. существовала сельская община с регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале ХХ в. была малая семья.
Фольклор

У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лённротом (1802-1884) при создании текста "Калевалы" (цикл о Куллерво). Наибольшую известность получила знаменитая ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из дер. Мискула Лемболовского прихода (современный Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была широко распространена обрядовая. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.
Библиография

Inkerin bibliografia // toim. J.Elomaa. Helsinki,1981.
Золотарев Д.А. Этнический состав населения Северо-Западной области и Карельской АССР. Л.,1927.
Кеппен П. Селения, обитаемые ижорами в С.-Петербургской губернии // Ученые записки императорской Академии Наук по I и III отделениям. Т.II, вып.3. СПб.,1853.
Королев А.В. Финно-угорские народности СССР по данным переписи 1926г. // Финноугроведение. Л.,1931. №1.
Федоров И.Т. Расселение ижоры в XIX-XXвв. // Советская этнография. 1983. №5.
Конькова О.И. Ижора и корела: проблема ранней дифференциации // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995.
Конькова О.И. Исследования ижорских средневековых могильников. Итоги и перспективы // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л., 1990.
Лаанест А. Об этногенезе ижорского народа по данным лингвистической географии // Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов. СПб., 1994.
Моора А.Х. и Х.А. Из этнической истории води и ижоры // Из истории славяно-прибалтийских отношений. Таллин, 1965.
Седов В.В. Ижора // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987.
Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966.
Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамский и мордовский языки. М., 1975.
Laanest A. Isuri keele ajalooline foneetika ja morfoloogia. Tallinn, 1986.
Porkka V. Ueber der ingrishen Dialekt mit Berucksichtigung der ubrigen ingermanlandischen Dialekte. Helsinki, 1885.
Янсон П.М. Национальные меньшинства Ленинградской области. Л., 1929.
Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник. Л., 1930.
Гаген-Торн Н.И. "Бабий праздник" у ижор Ораниенбаумского района // Этнография. 1930. №3.
Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. СПб.,1776. Т.1.
Конькова О.И. Ижора // Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. СПб.,1992.
Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. Л., 1930.
Успенский Д. Ингры, ваты, ягрямя и саволаксы // Финский вестник. 1845. Т.2, отд.4.
Ушаков Н.В. Традиционное жилище финноязычных народов Ленинградской области нач. ХХв. // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л.,1990.
Шлыгина Н.В., Конкка У.С. Водь, ижора и финны Ленинградской области // Народы Европейской части СССР. М.,1964. Т.2.
Языков Д. О финских жителях С.-Петербургской губернии // Русский исторический сборник. М.,1840. Т.4.
Inkeri. Historia. Kanssa. Kulttuuri. Helsinki, 1991.
Sjцgren A. Uber die finnische Bevцlkerung des St.-Petersburgischen Gouvernements und uber der Ursprung des Namens Ingermanland. SPb.,1833.
Öpik. E. Vadjalastest ja isuritest XVIII saj lopul. Tallinn, 1970. (в работе опубликована на русском языке этнографическая часть рукописи Ф. Туманского “Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургской губернии”).
Ушаков Н.В. Источники для этнографического изучения Ленинградской области (обзор материалов архива Ленинградской части института этнографии АН СССР) // Этнография Петербурга-Ленинграда. Л., 1988. Вып. 2. Шаскольский И.П. Материалы по истории Ижорской земли и Корельского уезда XVII в. в Государственном архиве Финляндии // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1979. Вып.11.
Источники

Российская национальная библиотека (С.-Петербург). Отдел рукописей. Ф.885 (Эрмитажное собрание), №558. Туманский Ф.О. Опыт повествования о деяниях, положении, состоянии и разделении С.-Петербургской губернии. (1789-1790гг.).

Последний раз редактировалось tata, 21.03.2008 в 00:08.
tata вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.03.2008, 00:31   #9
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
А так же еще интересный материал об Ижорцах (с фото):
http://www.pchela.ru/podshiv/34/ijora.htm

Ижора
Ольга Конькова
-------------------------------------------------------------------------
"Их взгляды вобрали в себя камни, их голоса ушли в бесплодную землю, их слезы, смешавшись со стылой водой залива, придали ей слабый горьковатый вкус, их кровь проступает на закате багровым цветом на стволах искривленных прибрежных сосен. Я хочу, чтобы все знали: земля, на которой мы сейчас живем, по которой ходим, не замечая ее древней силы и не осознавая ее глубинной памяти, - это ижорская земля. Для многих она стала родиной, каждый нашел или находит в ней что-то свое, пронзительное - острый стальной изгиб реки, податливую мягкость хвои на влекущей в детство глухой лесной тропинке, тысячеоттеночную сжатость серого цвета петербургского двора и многое другое, личное и потаенное. Но если бы эти реки, дороги и камни сумели прорваться через мучительный порог безголосья, мы бы услышали мягкую, похожую на движение предвечерней воды ижорскую речь". Автор этих строк - координатор ижорского национального движения этнограф Ольга Игоревна Конькова, рассказывает о прошлом и настоящем этого народа, волею судьбы связанного с историей нашего города.

Мы почти не знаем, на какой земле живем. Не в смысле ее местонахождения или статуса. Я говорю о ее почти бесконечном прошлом. Всегда политически выгодная и потому распространенная история об основании Санкт-Петербурга на почти пустынных болотистых берегах Невы сформировала у обывателя представление, что исходной точкой отсчета петербургского "локального" времени является лишь начало ХVIII века. Где-то далеко, в стороне, в невероятном отрыве от сегодняшних дней стоят Северная Русь и Ладога (тогда еще не "Старая"), Новгородское государство и события Новгородской поры. Память о них служит достойным основанием для "русской" предыстории Петербурга. При этом особый мир, издавна существовавший и поныне рядом существующий, исключен из системы обычных исторических представлений. Наивный, но жесткий в своей очевидности эксперимент: спросите любого, кто такие аборигены Америки, и вам абсолютно каждый расскажет об индейцах, гуронах и апачах, вигвамах и скво, об охоте на бизонов и перьях орла над гордым профилем вождя, о вероломстве "белых братьев" и резервациях. А теперь спросите, кто такие аборигены петербургской земли. Вы слышите ответ? Я - нет.
Мы отторгаем глубочайший по древности и исключительный по культуре мир коренных народов этой земли. И этот мир, почти не замечаемый и потому не понятый, понемногу уходит от нас. Народы, чье прошлое безмерно, народы, о которых говорили средневековые папские послания и древнерусские летописи, народы, насчитывавшие и в лучшие свои годы всего тысячи, но претерпевшие столь много, исчезают. И это, увы, уже не предотвратить. Конечно. Вся история мировой цивилизации - это исчезновение одних народов, формирование других, и опять череда исчезновений и появлений. Но одно дело - народы, порой полумифические из-за своей отдаленности в пространстве и во времени - и совсем другое - живущие рядом и исчезающие на твоих глазах. Это сравнимо с осознанием смерти: понятно, что она неизбежна для всех, но не тогда, когда дело касается твоих близких.

НЕМНОГО ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
В Ленинградской области, на южном берегу Финского залива, между Нарвой и Ломоносовым, и ныне живет прибалтийско-финский народ - ижора. Ижора, наряду с водью, - древнейшее население северо-западных земель. Недавние антропологические исследования показали, что основу этого народа составили доиндоевропейские и дофинноугорские племена, т.е. предками ижоры были самые первые люди, начавшие свою многотрудную жизнь на земле от прилужских болот до лемболовских озер. Во второй половине ХII века ижора впервые упоминается в булле папы Александра III, где говорится о язычниках "инграх", которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и опасным народом. И эти опасения были обоснованными: согласно русским летописям, ижора с ХIII века выступает вместе с новгородцами в военных столкновениях со шведами, финским племенем Емь и ливонскими рыцарями. Так, в общеизвестном летописном сказании о невской битве князя Александра со шведами в 1240 году говорится, что именно "старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий (или Пелгуй)" предупредил новгородцев о подходе шведских кораблей. А уже с 1270 года ижорские земли вошли в состав новгородской "волости". В Скандинавии и Прибалтике часто весь Северо-Запад называли Ингардией (это как бы "Ижория") или Ингерманландией. Последнее название - от ижорских слов "ингерин маа" (что значит "ижорская земля") и шведского "ланд" ("земля", "провинция"). Когда в 1611 году Швеция овладела этой территорией, то за ней окончательно закрепилось название "Ингерманландия". В ХVIII веке "ижорян" насчитывалось около 14,5 тысяч, в конце XIX века - более 20 тысяч.

ТРОСТНИКОВАЯ СВИРЕЛЬ
Сколько песен можно запомнить за всю свою жизнь? Обычные люди знают десятки, талантливые - сотни. А какой эпитет подобрать человеку, знавшему их более тысячи? Звали ее Ларин Параске, в девичестве - Параскева Никитична Никитина. Она родилась в 1833 году в деревне Мякиенкюля прихода Лемпаала (по-русски - Лемболово) на территории нынешнего Всеволожского района. Ей повезло - она выросла на Ижорской земле, где древних песен было больше, чем камней на маленьких крестьянских полях. Ведь ее народ - ижоры, чья численность никогда не превышала 20 тысяч человек, сохранил более 125 тысяч песен! В ижорских деревнях пели почти все. Но она превзошла всех. От нее записано 1152 песни, 1750 пословиц, 336 загадок, множество причитаний. Она знала более 32 тысяч стихов!
У нее была просто фантастическая память и невероятный талант. В любую старинную песню она вносила что-то свое, ее импровизационный дар завораживал всех. Она придумывала песни сама и вкладывала в них всю свою тихую радость и огромную боль.
Жизнь Ларин Параске была тяжела и многотрудна, но ее голос пел чисто и прекрасно, как "руокопилли", как тростниковая свирель. Это был забытый нами голос народа, который первым пришел на эти земли много тысяч лет назад.
На могиле Ларин Параске, умершей одинокой и всеми забытой, в 1904 году были выбиты слова:

Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.

МОРЕ, ПАРУСА И ЗАСТЫВШИЕ ПТИЦЫ
Ижоры издавна занимались морским рыболовством, этот промысел тяжел, опасен и требует огромной выдержки. Вероятно, поэтому ижоры были более хладнокровными и спокойными, чем соседние народы. Праздники свои они отмечали "без шуму и ссоры…и если явится кто шумной или бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен". Ижоры были храбры и преданы своей культуре, а также христианской вере, еще в средневековье заимствованной у русских. До наших дней дошли традиционные черты ижорского характера: удивительное трудолюбие и стойкость, гостеприимство и сдержанная доброта. Нельзя умолчать об исключительной привязанности ижор к родным местам, гордости за свою землю.
Великолепна была и старинная ижорская одежда, привлекавшая всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами "каури" (их привозили с берегов Индийского океана!). Особенно нарядным был головной убор "саппано". Он был вышит золотыми и разноцветными нитями, и имел длинный, доходящий до пят узорчатый хвост. Когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал "саппано", как парус. Паруса рыбацких "лайб" на синем море, паруса женских "саппано" под синим небом и узкая золотистая полоса прибрежного песка между ними - это и была ижорская земля.


Необычны были и ижорские дома. Поразительное сочетание черного от копоти, "бархатного" потолка и желто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось и внешним видом дома: соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название "харакат" (т.е., "сороки"). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом.
ДВАДЦАТЫЙ ВЕК
Двадцатый век принес ижорам мало радости и много бед. Хотя в конце 1920-х - начале 1930-х годов можно было надеяться на лучшее - ведь тогда были созданы первые ижорские школы и учебники, ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. Ижорский язык учили в ленинградских институтах. Ветер с залива еще раздувал необычные головные уборы ижорских женщин и разносил повсюду великолепные древние ижорские песни. Но затем все изменилось. В декабре 1937 года все ижорские школы были закрыты, учебники изъяты, учителя арестованы. В 1943 году ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении в СССР путь в родные деревни был закрыт. В конце 50-х годов с мест высылки вернулись далеко не все. Именно в это время появилась "этническая скрытность" ижор, когда многие утаивали свое ижорские происхождение и, по возможности, в паспортах записывались русскими.
Последняя перепись населения насчитала лишь 449 ижор по всей нашей огромной стране. В наши дни их всего 176 человек. Живут они, в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги. К северу от Невы, на родине Ларин Параске, ижор давно уже нет. Последний старик, помнивший ижорскую речь, когда-то звучавшую в оредежских деревнях Новинка. Чаща, Озерешно, Тарасино, умер в 1983 году. Не звучат более ижорские песни и в окрестностях Соснового Бора, а ведь там, по берегам реки Коваши (Хевааха) когда-то пелись древнейшие калевальские руны о сотворении мира из яйца утки, о ковке свода неба и создании солнца.
Школ, где преподавали бы родной язык, у ижор нет, книг и газет нет и подавно. На ижорском языке говорят лишь пожилые люди. Молодые языка не знают. Но есть музей в поселке Вистино на Сойкинском полуострове в Кингисеппском районе.

ИЖОРСКИЙ МУЗЕЙ
Идея создания Ижорского музея возникла еще в конце 80-х годов, когда стало понятно, что только музей способен поддержать память исчезающего народа. Ситуация на то время была уникальной: сам народ решил создать музей собственной культуры как средство самосохранения.
В 1992 году местный рыболовецкий колхоз "Балтика" в поселке Вистино отдал будущему музею деревянное здание бывшей начальной школы. И мы начали "делать" музей.
Мы - это местная жительница Наталья Чаевская (ныне - прекрасный директор, стараниями которой держится весь музей), Михаил Сметанин (в то время сотрудник областной Дирекции музеев), художник Владимир Зернов и я. Какое это было прекрасное время! Когда создавать можно было все: от деревянных рамок до идей вторичной фольклоризации ижор! Появилась реальная возможность "выплаты долга" своему народу.

Я вспоминаю десятки пыльных чердаков, темные, затянутые паутиной чуланы, порой даже подозрительно выглядевшие свалки на окраинах огородов. И посеревшие бочки, и рассохшиеся кадки, и съежившиеся сапоги, и старые пыльные одежды, и развешанные на балках запутанные сети, и многое-многое другое.
"Можно? - А зачем? - В музей. - А кому это надо? - Вам. - А зачем? Это никому не надо". Так было вначале.
1 октября 1993 года музей открылся. Люди шли и не узнавали ни свои, казалось, прежде ненужные вещи, ни своих отцов и прабабок, устало смотревших на них со старых фотографий, не понимая, что их давнее прошлое велико, а недавнее - прекрасно. Я видела, как менялись их лица, а потом и мысли. Ещё в 80-х годах ответом на вопрос о национальности обычно служили слова: "Отец у меня, к сожалению, ижор, мать - тоже ижорка, но я - русская!" теперь же слово "ижор" начинало звучать с гордостью. Такого результата я не ожидала: я видела своими глазами возникновение национального самоуважения. Один небольшой сельский музей (пусть даже очень хороший - это не мои слова), тысяча старых вещей и фотографий изменили статус народа.

НАШИ ДНИ
В 1994 году на волне перестроечного национального подъема было создано объединение ижор Сойкинского полуострова "Шойкула". Вера в себя, радость этнического самоутверждения и надежда на многократно и отовсюду обещанную государственную поддержку делали свое дело. Члены общества регулярно собирались. Вспоминали язык и строили планы. Тем более, что Сойкинский полуостров и устье Луги попали в сферу федерального строительства: проект создания Усть-Лужского порта включал в себя и программу культурного возрождения ижор (я сама ее неоднократно писала), и программу исследования археологических памятников ижоры, и другое подобное. Закончилось как обычно: порт и все сопутствующее строят, все "ижорские" планы забыты. Эти и многие другие внешние "обломы" привели к печальным результатам: к потере "внешней" значимости, когда люди стали понимать, что их национальные идеи нужны только для поддержания чужих проектов. Были потери и "внутренние". Очевидный антимарксистский ответ на вопрос о роли личности в истории здесь приобрел явный вид: без лидера с определенной стратегической программой национального движения этого национального движения не будет. А программа должна включать в себя и культурную работу на местах (иначе как научить народ уважать себя), и обязательную работу с молодежью (иначе вся национальная жизнь закончится с уходом стариков), и "фандрайзинг" (по-русски говоря, поиск средств на различные проекты), и создание местных экономических структур (иначе как обычный сельский мужик поймет, что быть ижором хорошо?). Кроме того, для такой программы нужны профессионалы, хорошо образованные национальные кадры, причем с национальной, а не с личной экономической идеей в голове. А время было трудное, рыболовецкий колхоз почти разорился. Музей удалось сохранить благодаря его директору и переходу под крыло отдела культуры Кингисеппской администрации. Почти вся национальная жизнь сойкинских ижор стала заключаться в музее: там все еще собирались ижорские старики. Но все реже и реже и все в меньшем числе.
Правда, еще пели, Просуществовала года два великолепная песенная девичья группа (к счастью, одна девушка, воспитанная ижорской бабкой, знала родной язык). Как они пели! Но не было "раскрутки", кроме того, девушки имеют обычай выходить замуж и рожать детей. При этом песни отодвигаются. Есть и вторая попытка: в клубе деревни Логи тоже вспомнили и запели. Хоть и одетые в псевдорусские костюмы, поют красиво, в районе их любят, но настоящей поддержки нет.

УМИРАЕТ ЛИ НАДЕЖДА?
Старики уходят в уже забытую ими ижорскую страну мертвых Калму. Ижорский язык как культурный слой древнего исчезнувшего царства, отложенный в кое-где сохранившихся ижорских учебниках 30-х годов, в ученых статьях и словарях, лишь изредка золотой пылью взлетает над ижорскими деревнями. Ижорские песни разучивают как высочайшие образцы древнего финского пения в Академии Сибелиуса в Финляндии, но их уже не слышно на прибрежных холмах. Кажется, все, как песок, уходит сквозь пальцы. Но есть хорошее присловье: "Смерть не все берет, лишь свое берет".
Что она взяла, мы знаем. А что не взяла? Не взяла страсть человека к самопознанию, вечное стремление многих ответить на вопрос: кто я? Откуда? И зачем живу? Не взяла порой чрезмерную страсть к самоопределению, потому что всегда это самоопределение дает устойчивость и внутреннюю силу. Потому что мы хватаемся за наше прошлое, как единственно достоверное.
Создано весной этого года Объединение ижор и финнов в Усть-Луге. Создаются ижорские общества в Сосновом Бору и Петербурге. Собирается новое поколение. Почти не знающее язык, почти не помнящее своей истории, почти не умеющее жить, как народ. Откуда идет эта вторая национальная волна, волна "потомков"?
Спросите себя, изменилась ли бы ваша жизнь, стали бы вы иначе думать и оценивать свои и чужие поступки, если бы узнали, к примеру, что вы - прямой потомок царя? Я думаю, все изменилось бы колоссально: вы бы иначе стали смотреть на себя в зеркало, у вас стала бы другая походка, вы бы ходили в музеи и всматривались в потускневшие лица императоров, и вы бы стремились изменить что-то в вашей по-новому бесценной жизни.
Это важно - знать, что прошлое твоего рода велико. Отблеск этой славы светится и на твоем лице. Нам необходимо знать, кто стоит за нашей спиной, чья многовековая мудрость и талант случайно (а, может, и нет) сконцентрировалась в нас. Мы ищем своего царя. Мы ищем ижору внутри нас.

Пчела #34 (июль-август 2001)

1 фото - Ижорка в праздничной одежде. Рисунок XVIII века.
2 фото - Ижорская "лайба" на Финском заливе. Фотогр. 1926 г.

Последний раз редактировалось tata, 17.03.2012 в 22:38.
tata вне форума   Ответить с цитированием
Старый 21.03.2008, 00:35   #10
tata
Местный
 
Аватар для tata
 
Регистрация: 14.04.2006
Адрес: на земле Глицинии
Сообщений: 3,253
Сказал "Cпасибо": 230
Поблагодарили: 264
Вес репутации: 14 tata заметная личность
Список наград
На этом сайте (кстати, очень интересном) нашла про Водь:
http://www.finugor.ru/?q=node/868

так же, там много иной информации, которая может заинтересовать любителей этнографии.
tata вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать на темы
Вы не можете добавлять вложения
Вы не можете редактировать ваши сообщения

BB код Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Письма для себя в будущее! tata Все остальное 40 14.08.2018 23:47
ОН УМЕЛ ЗАГЛЯДЫВАТЬ В БУДУЩЕЕ Пресс-служба БКД Балтийская кремниевая долина 0 18.02.2008 09:08
ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ Пресс-служба БКД Балтийская кремниевая долина 0 11.07.2007 10:02
Общество: Будущее Сосновоборского Ледового дворца СТВ Новости от СТВ: "День за днем" 1 25.01.2007 00:17
Общество: УАТ – уверенный взгляд в будущее СТВ Новости от СТВ: "День за днем" 0 17.01.2007 20:48


Часовой пояс GMT +3, время: 17:30.